В.С. Попов − выдающийся русский хормейстер, педагог, создатель певческой школы, ученый-методист, основатель нескольких хоровых коллективов и высшего учебного заведения − принадлежит к кругу тех, кто определяет лицо отечественной культуры.
«Маг хорового искусства», «лучезарная русская душа», «харизматический руководитель» − такие эпитеты устойчиво закрепились за Виктором Поповым в откликах зарубежной прессы. «Хоровая империя Виктора Попова» − в такой ранг были возведены хоровые коллективы Попова в рецензии одного из самых жестких отечественных музыкальных критиков.
Хоровое исполнительство заполняло его творческий мир во всех своих формах: академическое и самодеятельное, детское и взрослое. В его руках были детские, юношеские хоры, хор мальчиков, мужской хор, камерные, смешанные и большие сводные хоры.
Он сказал новое слово в воспитании детского голоса, перекинув мост через ранее непреодолимую пропасть мутационного периода.
Он создал все условия для появления солиста нового типа − с детства воспитывавшегося именно в недрах певческой школы, мыслящего музыканта, готового к самостоятельной творческой жизни. И в этой области он нашёл единомышленников − крупнейших специалистов в области вокала, предоставив им все условия для творчества.
Он создал вокально-хоровую школу на основе развития многовековых отечественных традиций, выстроил систему вокально-хорового образования, единую от начального до высшего звена.
Родился Виктор Сергеевич 10 декабря 1934 года, в маленьком городе Бежецке Тверской губернии. Отца потерял, не зная его: в возрасте 10 дней. Мама, по его рассказу, «была талантливым человеком. В народном творчестве существует такой вид пения − плач. Так вот, она была плакальщицей, а это уникальное явление. В нашем маленьком городе ее часто приглашали оплакивать. Видимо, ее дарование как-то передалось и мне. Я стал петь.
Моя артистическая биография началась рано, в годы войны. Мы жили в тридцати километрах от линии фронта. Вокруг была разруха, голод, а поскольку я не только пел, но и плясал, мои дарования зачастую использовались взрослыми, прямо скажем, в неблаговидных целях: я должен был отвлекать караульных, пока кто-то из взрослых добывал на продовольственном складе пропитание».
В возрасте 10 лет мама, по совету воспитателя детского сада, привела его в Московское хоровое училище», где он учился и жил. Больше свою маму ему не довелось увидеть.
За восемь лет обучения он прошел путь, который многим не удается пройти и за всю жизнь. Все, что предоставила ему судьба в лице государства, попало на благодатную почву. Начав «с нуля», он выстроил свою жизнь и судьбу сам. Уже на третьем курсе учебы в Московской консерватории Виктор Попов начал самостоятельную преподавательскую и хормейстерскую работу: в 1957 году, Попов получил приглашение от В.Г. Соколова подготовить программу с его детским хором для фестиваля и затем работал с ним до 1964 года. В 1964 году к нему обратился В.С. Локтев с просьбой помочь в ансамбле Дворца пионеров. С этим хором Виктор Попов выступал во Франции.
В 1970 году Виктор Сергеевич принимает два важнейших, судьбоносных решения. Во-первых, по приглашению А.В. Свешникова возвращается в альма-матер — становится дирижером хора мальчиков Московского хорового училища, во-вторых − создает Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
Последующие двадцать лет Попов заботливо растит оба коллектива, создает свою концепцию репертуара, объединяет единомышленников, налаживает творческие контакты с композиторами, симфоническими дирижерами, много гастролирует в России и за рубежом. В 1989 году он организует мужской хор из старшекурсников и выпускников Хорового училища, а через два года на основе Училища − Академию хорового искусства.
В его руках оказался полный спектр хоровых составов, сформированный из голосов мальчиков, юношей, а также мужских и женских голосов. С этим коллективом Виктор Попов сумел воплотить свои самые смелые, самые сокровенные замыслы. Состоялись тысячи концертов, исполнены тысячи произведений, воспитаны сотни музыкантов, создан мощный оплот национальной хоровой культуры.
.
“Это был великий мастер, великий музыкант, великий человек. Он открыл ворота в мир музыки не одной тысячи детей. За одно это ему огромное спасибо”, – сказала выпускница хора.
Поражает интенсивность исполнительской деятельности хормейстера на протяжении всего долгого пути в искусстве. Поистине, исполинский репертуар созданной Виктором Поповым Академии хорового искусства представляет музыку разных эпох и стилей: от знаменного пения до рок-оперы, от Всенощной Рахманинова до саундтрека к фильму «Властелин колец».
“Голос в России — это основной музыкальный инструмент. Поэтому все музыкальное воспитание связано именно с этим инструментом, доступным всем, каждому. У всех есть этот инструмент. Не надо специально покупать рояль, не надо ходить доставать скрипку — у тебя все при себе. И всегда в России понимали, что именно через этот инструмент, через голос идет все воспитание”
Виктор Сергеевич Попов